Санкционные меры против России и Беларуси, принятые в связи с военной операцией в Украине, привели к радикальным изменениям в области транспортной логистики и экспедирования.
По данным участников рынка зарубежные партнеры из Литвы, Латвии, Эстонии отказываются оплачивать белорусским компаниям выполненные перевозки. Европейские партнеры, в свою очередь, требуют полную предоплату за оказание услуг.
Европейские заводы и фабрики останавливают отгрузки оборудования, комплектующих, запчастей ввиду санкционных мер. Например, на белорусском рынке уже возник дефицит комплектующих для бортового оборудования систем телематики и проблемы с цепочкой их доставки.
Уход с рынка и остановка деятельности многих автопроизводителей, а также сложности в поставках запчастей к автомобилям ведет к повышению риска и финансовых последствий возможных ДТП.
Особенность бизнес-процессов
Белорусский транспортный бизнес в подавляющем большинстве никогда не отличался наличием долгосрочной стратегии.
Сейчас эта слабая сторона становится сильной: в условиях кризиса лучше всего краткосрочное планирование.
Бизнесы с планированием на месяц вперед лучше чувствуют себя в кризисной ситуации неопределенности.
IT технологии – драйвер развития
Уход с рынка России и Беларуси зарубежного программного обеспечения SAP, системы мониторинга Wialon с рынка России станут препятствием для продолжения работы транспортно-логистических компаний.
К тому же, для повышения эффективности текущих бизнес-процессов понадобятся новые внедрения, которые оптимизируют работу сотрудников, повысят прослеживаемость затрат и расходов.
Выход один – переходить на отечественное программное обеспечение. Импортозамещение в сфере программного обеспечения в сфере транспорта особенно важно в период кризиса и санкций, так как это драйвер, который позволит бизнесу не только удержаться на плаву, но и приумножить свой капитал, считают эксперты брестского офиса «Первый Бит.Брест».
С учетом ситуации логично предположить, что Россия и Беларусь будут ориентированы на поддержку отечественных производителей товаров, и разработки отечественного ПО выйдут в приоритет.
Реальное развитие транспортного бизнеса в Беларуси
Укрепление бизнеса произойдет в результате открытия филиалов и дочерних компаний за рубежом с продолжением работы там. Более мелким компаниям это позволит оставаться на плаву, а крупным транспортно-логистическим холдингам – расшириться еще больше, приобретая клиентов и наращивая свой капитал. Переориентация транспортных потоков со временем приведет к освоению новых рынков.
Развитие также будет связано с появлением собственных ремонтных зон. Ранее превалирующая доля оборудования и транспортных средств использовалась в лизинг, а услуги ремонта оказывали сторонние организации. Кризис изменит текущую ситуацию и разовьет отрасль ремонтных зон транспортных компаний.
Ставка эффективность бизнес-процессов и персонал
Любой кризис неизбежно влечет за собой оптимизацию бизнес-процессов. Транспортный бизнес занят переориентацией транспортных потоков и стратегическим перепрофилированием бизнеса в целом.
Одновременно в кризис, как никогда, важны KPI сотрудников. Ведущие транспортные компании дорабатывают функционал своих CRM-систем для обеспечения отслеживания деятельности своих работников и повышения эффективности KPI.
Важно отметить, что изменение бизнес-процессов в текущей ситуации неизбежно, и, в конечном итоге, это повлечет за собой необходимость автоматизации.
Компания «Первый Бит.Брест» является экспертом в автоматизации транспортной и складской логистики на производственных предприятиях, имеет большой опыт в выстраивании бизнес-процессов складского учета, сокращении затрат на транспортную логистику с помощью программных продуктов и системно-выстроенных бизнес-процессов.
Обращайтесь, обсудим вашу задачу, покажем реальные кейсы в компаниях в Беларуси и подберем решения для вашей задачи.