Потребность в MDM-системе появляется, когда компания выходит на новый этап в своем развитии, например, создает холдинг, объединяющий ранее самостоятельные предприятия, и оказывается перед необходимостью управлять ими или создает разветвленную филиальную сеть.
Потребность в MDM-системе
Как правило, первичным «импульсом» для внедрения MDM-системы становятся проблемы, возникающие при работе с нормативно-справочной информацией, среди которых можно отметить низкое качество данных, их разнородность, противоречивость, неполноту, дублирование данных, их наличие в одной информационной системе и отсутствие в других и т.д.
Как свидетельствует и международная, и российская практика, у проектов по внедрению MDM-систем есть целый ряд специфических особенностей.
Во-первых, внедрение MDM-системы предполагает проведение полноценного «аудита» той нормативно-справочной информации (классификаторов, справочников, перечней и пр.), которая уже содержится в информационных системах компании. Одна из основных предпосылок внедрения MDM-системы – это невозможность оперативно контролировать и анализировать бизнес-процессы и своевременно принимать адекватные управленческие решения. Соответственно, в рамках подобного аудита, как минимум, должен быть определен перечень той нормативно-справочной информации, которая в результате внедрения будет вестись централизованно.
Во-вторых, проекты по внедрению MDM-систем предполагают определение четкого порядка действий при работе с нормативно-справочной информацией. По сути, в компании должны быть созданы единые правила по работе нормативно-справочной информацией, т.е. сам процесс управления ей должен быть стандартизирован.
В-третьих, для регулярной работы с нормативно-справочной информацией, как правило, требуется создание специализированного структурного подразделения (отдела по работе с нормативно-справочной информацией). После внедрения MDM-системы именно этот отдел будет на регулярной основе обеспечивать обработку запросов (заявок) пользователей на добавление, изменение или удаление элементов нормативно-справочной информации.
В-четвертых, обычно MDM-системы не внедряются без предварительного анализа, так как их внедрение – это сложный процесс последовательных преобразований масштаба всей компании.
По этой причине внедрение MDM-систем, даже в типовом функционале выполняется последовательно с постепенным приближением к целевому результату и включает несколько этапов.
Этапы внедрения MDM-системы
- Моделирование (на данном этапе определяется структура данных, описываются модели бизнес-процессов, разрабатываются методики работы с нормативно-справочной информацией, определяются требования к интеграциям);
- Настройка системы (на втором этапе устанавливается программное обеспечение, происходит настройка системы, загрузка исходных данных);
- Обучение пользователей (на этом этапе подразумевается подготовка инструкций и проведение обучения пользователей);
- Запуск MDM-системы (на заключительном этапе внедрения основной акцент делается на оперативном консультировании пользователей в течение определенного периода времени – обычно в течение месяца). В среднем срок внедрения MDM-системы колеблется от 5 месяцев до 1 года и зависит, прежде всего, от объема нормативно-справочной информации компании и ее сложности, а также от организационной готовности компании-заказчика к внедрению MDM-системы.
Как показывает практика, внедрение MDM-систем в российских компания является далеко не тривиальной задачей, к решению которой необходимо подходить очень ответственно. Тем не менее, кратное увеличение объемов и постоянное усложнение нормативно-справочной информации делает вопрос внедрения MDM-систем актуальным не только для крупных, но и для средних компаний.